"Амурская колесуха" как это было....

Отзывов: 0, просмотров: 11148

Как это было….

Вернулись все. Главное, что  все вышли из тайги своим ходом  Без поломок не обошлось. Маршрут пройти по задуманному плану не дала погода - на Малом Хингане выпало около 20 см снега и из за дождей очень сильно поднялся уровень воды в реках. Но на "колесухе" мы побывали  - очень не однозначные чувства стоять на заброшенной дороге, которой больше 100 лет и по которой еще вполне можно ехать... Подробности и фото позже.

От мостов сейчас и следа не осталось, кое-где по марям объезды, через речки броды, но дорогу действительно на века строили. Сначала выпиливали и корчевали лес, затем в заболоченных местах стелили гать из бревен, сверху засыпали все это крупными камнями, а потом сверху тачками возили песчано-гравийную смесь. За долгие годы эти слои спрессовались почти до состояния асфальта на высоких местах. Гать и мосты скрепляли скобами, кованными гвоздями и костылями. Их и сейчас в земле огромное множество.

Ну вкратце... Из Хабаровска стартовало 4 квадра своим ходом, остальные дошли с прицепами до славного Хитрограда (читай Биробиджан) и все встретились на заправке. Всего нас было 11 квадров и 12 человек народа. Из этой толпы даже было две женщины, причем Вероника прошла весь маршрут за рулем квадра

   1.jpg

Так все начиналось. Пройдя без особых проблем участок асфальта до Биракана и распугав деревенских собак и кошек ревом квадров мы перескакиваем сначала полотно железной дороги, а затем и мост через Биру. Когда-то в поселке существовал своеобразный аттракцион - подвесной пешеходный мост. Теперь от него осталось одно название.

Впереди 30 км до первой цели путешествия - пещеры Старый медведь. В 10 км от поселка буквально утыкаемся в борт патрульного УАЗика лесоохраны. И вновь, как и в прошлом году в Приморье удивлению нет предела. С нами вежливо здороваются, интересуются целями и маршрутом путешествия и вручив КАЖДОМУ  памятку по мерам безопасности желают счастливого пути и хорошего отдыха. Еще через час выкатываемся на поляну перед пещерой. Вокруг как обычно полно мусора и пустых бутылок. Это еще не наши места и мы смирясь беремся за наведение порядка и устройство лагеря. Вокруг огромное количество свежей черемши - витаминный салат и закуска к водочке обеспечены. Вот и началось путешествие.

2.jpg

С утра позавтракали и не спеша отправились в пещеру. Для нашей группы это второй опыт посещения подземелий природного характера. Надо сказать Мокрушенская пещера была интереснее, но гораздо более загажена людьми. Хотя и в Старом Медведе есть красивые вещи - потрясающие кристаллы снега и льда вблизи выхода и огромный ледяной купол в центре зала. Колонию летучих мышей мы видели только накануне вечером у входа в пещеру, днем они скорее всего прячутся где-то в отдаленных уголках.

3.jpg

Собираем лагерь, пьем чай и выдвигаемся дальше по маршруту. Обсудив опыт прохождения нашей колонной Биракана решаем исключить из маршрута деревню староверов, чтобы не наводить панику и не тревожить людей понапрасну. На развилке уходим вправо, к мосту через Биджан. Через 5 км мы на берегу. Долина этой реки крайне интересна по своему характеру. В отличии от большинства рек нашего региона Биджан имеет очень четко выраженную не широкую долину, где река течет одним руслом, а берега имеют множество открытого и при этом не сильно заболоченного пространства. На подъезде к мосту посмотрели памятник природы местного значения - скальный утес на одном из склонов сопок.

4.jpg

Мост аккуратно распилен на части и отсутствует в принципе. Местные из его обломков соорудили наплавную пешеходную дорожку, видимо для рыболовных целей. Для транспорта остался только борд. На берегу несколько машин с отдыхающим и по традиции пьяным народом. Все с интересом наблюдают за нашей переправой. Вода в реке средняя и для нас брод вполне проходим. Больше времени уходит на извлечение из сумок и одевание вейдерсев.

5.jpg

После переправы обсуждаем планы. Есть предложение уходить дальше по маршруту, но во первых время уже послеобеденное и до следующей нормальной реки далеко, а во вторых мы и так опережаем график не поехав к староверам. Решаем уйти выше по Биджану, встать там лагерем и дать народу возможность порыбачить. Сделав крюк по старой лесовозной дороге выскакиваем у другого разрушенного моста. Поляна отличная, а главное никого народа. Устраиваемся. Народ с удочками и спинингами разбредается по реке. К вечеру уха и охапка черемши на столе.

6.jpg

7.jpg

Вечером тепло и почти безветренно. Паша ухитрился даже открыть купальный сезон  ...

Ночью просыпаюсь от шуршания по тенту дождя. Ну вот и испортилась погода. Прогноз обещал нам это перед поездкой, вот и сбылось. В палатке уютно, а под шелест спится еще лучше. К утру резко и значительно похолодало, а дождь перешел в снежок.  Утренняя картина выглядит забавно.

Встаю и первым делом иду натягивать упавший на стол пот тяжестью снега тент. Народ явно не готов к такому повороту погоды - у многих вещи разбросаны на технике, а у Алексея и вовсе вейдерсы "сушатся" вывернутые наизнанку. Костер безумно дымит и ясно, что готовить на нем придется о-о-о-о-о-чень долго. Достаем индивидуальные газовые горелки, завтрак проходит "налегке" - кофе, бутерброды, для желающих быстро заварная каша и картофельное пюре. Сегодня нас покидают Теодор и Олег с Натальей. Так было задумано изначально Олегу в понедельник на работу и первомайские праздники для него заканчиваются. У Теодора болеет ребенок и он тоже решил вернуться. Всем спокойнее - обратная дорога в две машины при плохой погоде лучше, чем в одного.

Обсуждаем план на день с группой. Есть предложение посидеть на месте или продолжать двигаться дальше. Большинством решаем идти. Сидеть в холоде без движения и не понять чем заниматься скучно и времени жалко. Выходим все вместе до развилки и Теодор с Олегом уходят к броду. Снег усиливается.

8.jpg

Движемся по маршруту в сторону верховьев Биджана. Снега навалило уже см 20. Картина потрясающая - в прямом и переносном смысле  В прямом потому что в рукава уже натекло воды и начинает потряхивать, а в переносном потому, что тоннель из зеленых листьев покрытых слоем снега выглядит сюрреалистически. Мелкие деревца вдоль обочины все ниже и ниже гнет к земле. Уже практически не разгибаясь ползем под ветками. У идущего первым не квадр, а просто сугроб. Мужики меняются в забое. Наконец колонна встает. Дальше идти ходом просто не возможно. Втроем уходим вперед пешком - освободив ветки от снега мы даем возможность деревьям распрямиться и открыть дорогу. До спуска к реке остается км 5. Пройти бы их и встать лагерем сушиться. Сейчас мы на гребне хребта. Огромные кучи снега валятся на голову, но нам жарко - мы в движении. Этого же нельзя сказать об остальных. Мы прошли уже с пол километра, не грех бы и поменяться. По станции народ сообщает, что замерз окончательно и надо поворачивать назад. Подъезжает Серега и говорит, что двигаться дальше желания нет и народ замерз окончательно. Возвращаемся пешком к колонне. Неожиданно выясняется, что не все готовы к таким погодным условиям - у кого-то мало теплых вещей, кому-то просто не во что переодеться. Судя по синим лицам 5 км нам не пробиться - это точно. Игорь предлагает сразу развернуться и идти в поселок. Мне безумно жаль пройденной дороги и топлива и я пытаюсь найти хоть какое-то решение. На карте в трех километрах от нас обозначено зимовье. Разворачиваемся и колонной прем его искать. Дорожка сворачивает в сторону от хребтика вдоль которого мы идем и ныряет в марь. Паша на Хмыре скрывается за поворотом. С ходу пытаюсь проскочить за ним и квадр проваливается в торф. Да уж - груженый Поларис на 27 Бигхорнах это не Хмырь на 30 грязевке. Лебяжусь, народ ждет сзади. Пешком убегаю за Пашей и Лехой к речке. С противоположного берега навстречу идет Паша - на квадрах не пройти и зимухи нет. Делать нечего, надо разворачивать колонну и идти в поселок. Развернулись. Народ унесся вперед. Настроение отвратительное. Пытаюсь прикинуть дальнейшие варианты. Сегодня день прошел впустую, спалили кучу топлива и еще откатываемся назад. Понятно, что такая погода однозначно поднимет уровень воды, это уже с утра было заметно. Выкатываюсь к броду. Вода заметно поднялась, но даже не это главное - Миша при попытке пройти брод схода был смыт и квадр нахлебался воды. Увидевший этот момент Алексей (он и так с утра был без вейдерсев) нырнул за Мишей по грудь и помогал удержать и выдернуть квадр из речки. Гляжу, что Игорь и Леша уже готовы словить гипотермию, а впереди еще переправа и 4 км до деревни. Прощупываем с Сергеем линию движения - воды по пояс и течение валит с ног. Благо глубокое место не такое широкое. Первым заходит Паша. За ним со страховкой отправляем по очереди остальных. Лешу и Игоря сразу отправляю в поселок искать пристанище и отогреваться. Сверху все время идет снегодождь. Теперь главная проблема - это переправа утопленника. Выставляю своего Полариса в речке в виде направляющего, за него блок-ролик на оттяжке. Паша цепляет Хмырем Мишиного Аутлендера и ходом перетаскиваем его через самое глубокое место. Расчет сработал - квадр на мелководье. Снимаем оттяжку и блок и Паша вытаскивает Аута на берег.  Мы переправились! Мишу на галстук и следом за остальными. Нашим пристанищем становится то ли гостиница, то ли общежитие рыборазводного завода. Народ в трусах, кругом горы грязного и мокрого шмотья, но главное есть печка и она во всю топится. День заканчивается в тепле и уюте.

В общаге только 8 кроватей в двух комнатах и я ухожу в кабинет директора на пол. Спальник и коврик не промокли в гермобауле, а это главное. Да и не храпит никто под ухом

Утро следующего дня. Мы в маленьком поселочке, где половина домов, как была построена - так никогда и не была заселена людьми. Сейчас они стоят с табличками "Дом в аварийном состоянии - вход воспрещен" и их уже начали разбирать. Тем не менее завод работает здесь с 1933 года. Наша чумазая техника для местного населения - как летающие тарелки, все на нее косятся. С утра немного развеяло и дождь прекратился. Мы понемногу сушимся от печки в доме и на ветерке. Миша занялся реанимацией своего коня.

Дабы наладить контакты с местным населением и заработать "плюсиков" на баню народ взялся покатать местную детвору. Как положено - Вероника девчонок, а Паша, Алексей и Игорь пацанов.  Баня на вечер была обещана.

10.jpg

Паше даже предложили поменять его Хмыря на чудо местного квадропрома

Паха отказался только из-за отсутствия на новой модели лебедки

9.jpg

К обеду основные дела закончены и в голову неотступно лезут мысли о малом количестве топлива. Уже понятно, что весь маршрут по плану нам не осилить по времени. Но отступать мы не намерены. Вернуться обратно даже не дойдя до царского тракта мы просто не можем. Самым реальным видится сгонять за бензом. Все попытки организовать доставку топлива из Биракана дистанционным путем успехом не увенчались и мы с Сергеем собираем и грузим на квадры все пустые канистры. А кроме того нужно пополнить запасы моторного масла, ибо у команды "техники превосходства" после Мишиной реанимации масло практически иссякло. Около трех часов дня стартуем с Серегой в сторону Биракана. Неплохого качества лесовозка, по которой еще пару дней назад бодро ползли легковушки всех стран и мастей теперь после снегопада превратилась в хорошую трассу для развлечения стоковых джипов. Даже мы в паре мест переходили на пониженную с полным приводом. Выкатились в поселок. Ближайшая заправка в 13 км на свороте в Известковый. Затянутые низким свинцовым небом и подернутые зеленой дымкой молодых листочков на фоне белого снега сопки Малого Хингана смотрятся угрожающе. Но там впереди друзья и не пройденный маршрут. Бегом к окошечку кассы обгоняю водителя топливозаправщика и после нас станцию закрывают на 1,5 часа на раскачку топлива.  Повезло... 200 литров на борт, последние 8 литров синтетики тоже скупили, короткие звонки родным и мы стартуем к седым Хинганским сопкам. Заскочили с Серегой в Биракане в магазин и перекусив чем... в общем что в магазине было прем дальше. К своим мы попадаем к 21.00 без происшествий, добавив 120 км на спидометр. Мужики уже начали волноваться по поводу нашего отсутствия.

Завтра в путь, техника исправна, снаряжение просушено, топлива и масла вполне в достатке. Пустила бы только река... Неожиданно Игорь сообщает, что решил сняться с маршрута и завтра возвращается домой, говорит нет теплых вещей и к такой погоде он не готов. Ну что же, каждый выбирает сам, если в этом нет угрозы безопасности.

С утра небольшая экскурсия на рыборазводный завод... Три МИЛЛИОНА мальков кеты. Абсолютно открытые природные условия с теплыми подземными ключами, рыба уходит когда ее перестают кормить. Специальный корм из Дании и сотрудники даже не представляют сколько он стоит - говорят, просто присылают...

Еще пол часа и мы на броде. Все  надежд никаких. Подъем воды столь высок, что и думать не стоит о переправе вброд. Это первый раз, когда мы не взяли средства для переправы  Но я даже и представить не мог, что погода сыграет с нами столь злую шутку. Фотаемся и обсуждаем варианты...

11.jpg

Уже обдуман плот и использование остатков старого моста, но все это время и все же риск опять утопить технику сохраняется. В сотый раз смотрю в карту. Вспоминаем, что один из местных жителей говорил о старой дороге, которой сейчас не пользуются, но состояние у нее должно быть сносным и идет она по этому же берегу Биджана, где стоим мы, но после второго брода. Мы кстати возле него ночевали. Возникает вопрос - а можно ли до нее добраться минуя броды. Сравнивая разные карты нахожу тоненькую ниточку давно заброшенного объезда. Остается участок совсем без дороги всего 1,5 км - это реальный шанс! Прощаемся с Игорем и окрыленные несемся искать старый сворот.

Вот и началась "НАША" дорожка. Достаточно бодрый подъем на хребет с огромными кусками белого мрамора на вершине - Видно его когда-то пытались здесь добывать, но не карьерным способом, а путем вытаскивания из леса огромных валунов раскиданных в окрестностях дороги.

Спуск вниз и мы сворачиваем на "направление". Старый темнохвойный лес, мхи и лишайники кругом и вокруг огромные валуны гранита и мрамора и все это на фоне чудесной разрушенной много лет назад дороги. Мы в восторге, мы так к этому стремились

Километров 12 такого счастья и мы выходим к тупику на левом берегу Биджана. Последний километр дорожка скачет по откровенной мари.

12.jpg

Впереди у нас 1,5 км вообще без дороги. Делаем пешую разведку - впереди три ручья с заболоченными берегами и сплошными зарослями кустарника и просто лес. Обычная работа по разведке, расчистке направления движения, проводке техники. И если в районе обеда даже слегка выглядывало солнышко, то все остальное время на голову льет дождь. Оставшееся время до вечера мы ломим эти 1,5 км. Вымотанные, но довольные вываливаемся на дорогу. Еще пару километров вверх по Биджану и нас принимает на ночевку прекрасная поляна, с огромной елью в центре. На голову льет дождь, вода в Биджане продолжает подниматься постепенно выходя из берегов. Ужин и мы ползем по палаткам.

14.jpg

15.jpg

С утра раздуло, временами в разрывах туч даже мелькает солнышко. Пока готовим завтрак палатки успевает даже обсушить ветерком. Собираем лагерь и выходим на дорогу. В этом месте состояние ее вполне приличное, видно, что периодически по ней ездят на рыбалку, поскольку она постоянно бежит вдоль Биджана, но вот речка блеснув сквозь ветки ивняка уходит в сторону и дорога загрустив становится все хуже и хуже,  ну в смысле все интереснее.

Начинаем подъем на хребет. Дорога когда-то была полностью устлана гатью, видимо глинистый подъем был серьезным препятствием на пути техники. Сейчас, по прошествии многих лет вода размыла под бревнами канаву и гать стала больше похожа на мост. В результате прохождения этого сложного участка Алексей ухитрился даже кувыркнуть свой Аут. Обошлось без тяжелых последствий для техники и пилота.

Выбрались наверх, сверили направление по навигатору. До царского тракта остается около 10 км и пересечение еще одной долины небольшой речки.

Мы уже привыкли, что в местах, где дороги давным давно не используются периодически встречаются участки с идеально ровной поверхностью протяженностью от сотни метров до нескольких километров. Это самый коварный "капкан" - в любой момент эта благодать может оборваться каким угодно препятствием от ямы или бугра, до канавы в несколько метров глубиной, поэтому мы особо не разгоняемся.  А мостов на этих дорогах уже давным давно нет и размытое полотно встречается часто.

16.jpg

Внизу поперек заболоченной долины лежит гать. Когда-то она наверняка была засыпана грунтом, но со временем вода сделала свое дело и сейчас это километр триального участка с народной забавой "перелезь через бревно"  очень развлекательная штука 

 

Очередной не высокий перевальчик и мы стоим на колесухе! Передать чувства тяжело. Дорога и дорога, в обе стороны от перекрестка уходит нормальная, совершенно проезжая не заросшая и не заваленная дорога.Если не знать ее историю, то и не притормозил бы. А так... В общем, чтобы понять - надо постоять на ней.

Сворачиваем направо. Время близится к обеду и мы едем смотреть урочище Ашикан. Это одна из базовых точек колесухи на Хингане. Сначала здесь стоял большой лагерь строителей дороги, а затем была станция. Сказать, что когда-то в этом месте жило несколько сот человек невозможно - кругом просто лес. Пока народ режет бутерброды и кипятит чай бегу в лес. Бродя по окрестным местам пытаюсь угадать где стояли бараки, как текла жизнь... Обращаю внимание на достаточно глубокий провал в грунте - похоже здесь был колодец. В соседних кустах из земли торчит кусок металла. С изумлением выдергиваю на свет божий ведро. Кованое железо, заклепки, вес килограмм 15 не меньше. Ох не прост был каторжный труд. Несу находку на всеобщее обозрение.

Перекусили, обсудили вопрос о том, что мы так мало знаем об истории нашего края и о людях живших здесь раньше. Надо двигаться дальше. Решение принято еще накануне - мы идем по колесухе на восток. До выхода из Хинганских сопок в цивилизацию к поселку Преображеновка остается около 50 км того самого царского тракта. В запасе у нас еще три дня, так что прохождение вполне реально. Так мы тогда считали. Стартуем.

17.jpg

Заболоченные участки чередуются с нормальной дорогой, иногда препятствия мы объезжаем по лесу, короче двигаться пока вполне получается, хоть и не быстро. Периодически Паша дергает Хмырем то меня, то Сашу. У меня в ручьях умерла передняя лебеда, а Саша вообще идет в полном стоке - как из салона забрал, так и обкатывает Полариса 

 

Очередное болотце... насыпь дороги, где был мост поросла деревьями см 30 толщиной, теперь обходим прыгая по кочке. Миша уходит по фары... просто яма в воде, а рядом вполне проходимо.

Благополучно выбрались из болота, идем дальше. Дорога выбирается на небольшой взгорок, огибает хребтик и... мы упираемся в речку. Это Левый Биджан. В своем обычном состоянии его ширина не больше 10 метров судя по прибрежным кустам, но сейчас даже до них около 50 метров залитой по пояс поймы. Глубина в русле вообще не понятна.

Время уже шестой час и решение только одно мы встаем здесь на ночлег. Все мысли конечно только об одном, как преодолеть речку. Паша и оба Алексея разгрузив квадры уходят искать возможные варианты переправы в другом месте. Оставшаяся часть группы берется за установку лагеря, а Сергей за приготовление ужина. Через пару часов возвращаются мужики. Они прошли по залитой водой мари больше 3 км. При таком уровне воды пройти речку на квадрах не реально. Спасти может только только плот и пустые канистры от топлива. Паша с Алексеем говорят, что перенырнут речку вплавь с легкостью для организации переправы. Возвращаться никому не хочется. Вечер под тентом при шуме дождя... и тут приходит сообщение. Позвонив по спутниковому мы узнаем, что в семье одного из участников путешествия несчастье - два дня назад у него умер отец. Понятно, что на похороны он уже не успевает, но и тянуть с возвращением не стоит. Решение принято - на утро мы разворачиваемся и по своим следам возвращаемся домой.

С утра настроение у всей группы далеко не радужное. Все также с перерывами накрапывает дождь. Выходим в обратную сторону. В какой-то момент начинаю замечать, что при переключении передач клинит ручку переключателя. Беда уже известная на Поларисе - умирает подшипник обгонной муфты вариатора. Пожалуй пора, за 12-то тысяч пробега, но мне от этого не легче. Вопрос только в том, что надо заглушить двигатель, чтобы переключить передачу. К обеду прошли всю дорогу и вот заходим в лес. Миша передает по станции, что тот участок, где мы форсировали последний от нас ручей уже затоплен разлившимся Биджаном и надо искать переправу выше по течению. После половины ходового дня и размешанного 17 квадрами (прошли туда-обратно) болота на тяжелом и хромом Поларисе без передней лебедки мне совсем не сладко. В очередной засаде инстинктивно дергаю переключатель передач на себя не заглушив двигатель и... срываю шлицы. Квадр теперь может двигаться только вперед и только на пониженной скорости. Все попытки закрепить рычаг и заставить его работать под дождем в болоте успехом не увенчались. Друзья рядом - Паша и Алексей готовы выдернуть если сел. Понимаю, что все засады могу пройти только ходом - шансов на второй заход и маневр уже нет. Метров через 150 на очередном "продубасе" под правое колесо попадает корень и левым передним я прилетаю в березу. Обиженный ШРУС говорит "кряк" и я остаюсь трехногим. Впереди еще два ручья, а я на недоприводе и только вперед на пониженной. Первый ручей - это овражек со стенками высотой см 70. Понимаю, что если я туда свалюсь, то выдернуть меня даже Пашиным Хмырем будет не реально. После некоторых размышлений приходит решение - я пилю два бревна и подкладываю их по ширине рычагов на подъем. Ныряю в овраг и по бревнам задние колеса выталкивают квадр почти до уровня противоположного края.

Остается немного. Распускаю заднюю лебедку и пропустив веревку под днищем и встегнув в карабин на переднем фаркопе, чтобы не уходила вбок начинаю потихоньку выталкивать квадр по бревнам наверх. Но после всех камней днище защиты все в задирах и через пол метра синтетика просто рвется.  Вот я и без задней лебеды... Но теперь уже Хмырь без труда завершает эвакуацию калеки из оврага.

 

Еще сколько-то времени и Паша перетаскивает меня через последний размешанный участок болота. Смотрюсь я при этом достаточно живописно

Дальше все проще - мы на дороге. Прямым путем через несколько десятков километров мы выкатываемся к пещере, где ночевали первую ночь. Чуть-чуть смыть грязь, ужинать и спать. На следующий день вечером 8 мая вся группа возвратилась в Хабаровск. Но тема Амурской колесухи осталась до конца не раскрытой. Надеюсь мы туда еще вернемся...

11.jpg

Комментировать материал « все комментарии

Клуб Дискавери »главная

Новости клуба »главная

Новые комментарии

@Никита Карпов Есть ли сейчас в наличии? Читать дальше
Мопед Cronus Terminator (LY-B) [30.04.2019]
@Игорь Жойдик Прошу сообщить о возможности приобретения квадроцикла ADLY 600U тел.89142121600 Игорь Комсомольск на Амуре Читать дальше
Квадроцикл ADLY LUXURY ATV600U 4WD [05.04.2019]
@Павел Мерзлов добрый день есть запчасти на кронус 250 спорт Читать дальше
Мотоцикл CRONUS Sport 250 [10.02.2019]
Создание сайта - Бизнес-Гарант